суббота, 17 февраля 2024 г.

Консультация для родителей

 


 Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки?

 Зачастую соблюдение нижеследующих рекомендаций в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, стоит обратиться к логопеду. В случаях отклонений от нормы речевого развития: в том числе, в сторону ускорения речевого развития, приведенные рекомендации необходимо стараться соблюдать в период всего дошкольного детства ребенка. Уважаемые родители, помните, заикание всегда легче предотвратить, чем корректировать! 

1.    Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему. 

2.    Нормализовать режим сна и питания ребенка: желателен пролонгированный сон. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период. 

3.    Если появлению заикания способствовала окружающая обстановка, то постарайтесь ее сменить на более спокойную.  

4.    Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить. 

5.    Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!

6.    Составьте список ситуаций, обстановок, окружающих людей, которые усиливают или провоцируют запинки у ребенка. Старайтесь избегать того, что попало в Ваш список. 

7.    При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры. 

8.    Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом). 

9.    Старайтесь не высказывать критических замечаний (насколько это возможно), не задавать вопросы ребенку в этот период.  

10.    Если ребенок начал заикаться стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. 

11.    Какое-то время следует не допускать также соматических перегрузок: не посещайте какое-то время спортивные секции. 

12.    Особенно важны согласованные единообразные воспитательные воздействия в семье. 

13.    Не следует "приучать” детей быть храбрыми. Не провоцируйте закрепление и усиление страхов у ребенка.

14.    Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 

15.    Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.

16.    Гармонизация состояния ребенка путем использования красок различных цветов. Рисование по мокрой бумаге, светлыми тонами красок, размывание изображения смягчают состояние ребенка. Желтый цвет бодрит, активизирует умственную сферу, синий успокаивает эмоции. Не следует использовать в совместном рисовании черный, серый, коричневый цвета. 

17.    Для преодоления излишней робости полезно рисование на листах бумаги большого формата и широкой кистью, использование густой краски, рисование  руками. 

18.    Для профилактики заикания полезно стимулировать у ребенка положительное отношение к происходящим дома событиям, с этой целью можно рекомендовать родителям совместное рисование приятных для ребенка ситуаций из домашней жизни (день рождения, совместная прогулка, бабушка жарит блины). 

19.    Для организации ритма в режиме дня, а также преодоления возможно имеющегося дефицита внимания, полезно использовать «зрительную организацию дня» в виде расписания деятельности ребенка. 

20.    Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. 

21.    Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, пиктограммы, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую. 

22.    Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

23.    При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; ПМПК; первый поход в детский сад. 

24.    Не требовать от ребенка произнесения «трудных» слов, предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре; при остром начале заикания не проводить занятия по коррекции звукопроизношения. 

25.    Запинки наиболее вероятны при произнесении малочастотных слов, поэтому следует ограничить ребенка от восприятия таких слов при остром начале заикания, чтобы у него не возникло желания «переспросить». 

26.    Ежедневно проводить дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха. 

27.    Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка. 

28.    Выбор книг для чтения детям должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Не стремитесь за количеством. Лучше читать ребенку одну сказку в течение недели, но в разных книгах. 

29.    Ежедневно проводите двигательные игры с ритмизированными движениями. 

30.    В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов.  Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов. 

31.    Для предотвращения рецидивов заикания: при ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.


Консультация для родителей

     "Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте"

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.

Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии,  и конкретные методические приёмы, позволяющие  устранить имеющиеся предпосылки.

Одна из первых задач, с которой встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, – это необходимость усвоения букв. Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Поэтому, для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с вполне определенным зрительным образом буквы (графемы). И лишь после установления прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок сможет без затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входит и слуховая дифференциация (различение) звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов. В этих процессах участвуют ещё и речевые артикуляции.  

Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой.

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы зрительно-пространственные представления.  

Необходимым условием для различения оптически сходных букв является развитие у ребёнка способности    к   тонкому зрительному анализу и синтезу (умению мысленно расчленить предмет (в том числе и буквенный знак) на составляющие его отдельные части или элементы, и наоборот, объединить отдельные части предмета в единое целое). Процессы анализа и синтеза обычно выступают в единстве, дополняя друг друга.

Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимаем следующее:

1. Правильное произношение всех звуков речи (прежде   всего   не   должно   быть   замен   одних речевых звуков другими).

2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов.

3. Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли.

4. Владение связной речью, то есть умение логично   и   последовательно   связывать   отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.  

И, наконец, чисто техническая сторона процесса письма невозможна без развитой тонкой моторики. Слабость, «неразвитость» кисти руки, невозможность осуществления ею тонких дифференцированных движений не позволяют начинающему ученику выработать хороший почерк и вообще выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов).

2. Достаточный   уровень   сформированности зрительно-пространственных представлений.

3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

4. Развитая тонкая ручная моторика.

Для устранения предпосылок дисграфии необходимо использовать целый ряд методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший сферы развития:

1. Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии).

Чаще всего бывает затруднена слуховая дифференциация следующих пар акустически или артикуляторно близких звуков, относящихся к определенным фонетическим группам: звонких – глухих (П-Б; Т-Д; К-Г; Ф-В; С-3; Ш-Ж); мягких – твердых (Б-БЬ;   В-ВЬ;   Г-ГЬ; Д-ДЬ; 3-ЗЬ; К-КЬ; Л-ЛЬ; М-МЬ; Н-НЬ; П-ПЬ; Р-РЬ; С-СЬ; Т-ТЬ; Ф-ФЬ; Х-ХЬ); свистящих (С, 3, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); сонорных согласных (Р, РЬ – Л, ЛЬ) и Й.

Самым важным в данном процессе является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий.

Внимание ребёнка сначала нужно привлечь к различению в положении органов артикуляции (хотя бы видимых – губы, язык, рот), а затем как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего отождествить речевые звуки с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе (звук [з] писк комара, звук [ж] жужжание жука).

2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия» (устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии)

Звуковые замены в речи ребёнка «нормальны» только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Наиболее частой причиной «задержанного возрастного косноязычия», является недостаточно чёткое различение ребёнком тех или иных звуков речи на слух. Ведь правильным звукопроизношением ребёнок овладевает по подражанию, причём ориентируясь в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать с развития слуховой дифференциации звуков с опорой на более сохранные функции (смотри выше). Когда в речи детей наблюдается искажённое произношение звуков (звук [р] произносится «картаво»), то здесь нужно поставить звук. Так как при нечёткой и смазанной артикуляции многих звуков «прощупать» звуковой состав слова будет трудно.

3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (устранение предпосылок оптической дисграфии).

Профилактика оптической дисграфии должна  быть направлена на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировки в правой и левой сторонах пространства; работа над пространственными предлогами; узнавание букв в усложнённых условиях.

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи (устранение предпосылок аграмматической дисграфии)

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо решить следующие задачи: помочь ребёнку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы; научить ребёнка самостоятельно образовывать грамматические формы (в том числе и малознакомых словах) по заданному образцу, то есть по аналогии; дать ребёнку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение.

У ребёнка обязательно должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу, а не просто «похожие» по своей внешней форме. Уточняются названия многих предметов, действий, признаков. Ребёнок должен знать не только названия обобщающих понятий, но и уметь называть хотя бы несколько пород деревьев, видов животных, предметов одежды и т.д.

5. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Ребёнок должен овладеть следующими видами звукового анализа и синтеза: узнавание звука на фоне слова; определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук; выделение звука из начала и конца слова; узнавание слова по отдельно предъявленным звукам (то есть синтезирование его из этих звуков).

Подготовка детей к школе является сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. И внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятия. И тогда профилактика дисграфии в дошкольном возрасте за счёт устранения её предпосылок позволит направить в школу подготовленного ребёнка.